Меню сайта
Минпросвещения РФ
Поиск
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Математика 1 классПояснительная запискаРабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, примерной программы по математике и авторской программы«Математика 1-4 классы.» В.Н.Рудницкая (Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2012.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Общая характеристика учебного предмета В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В начальной школе у обучающихся формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся: выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьник учится участвовать в совместной деятельности при решении математических задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность. Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств. Дифференцированный подход к учащимся способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе. Важнейшими целями обучения в этой образовательной области на начальной ступени являются: - создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям; - обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения. Для реализации целей необходимо организовать работу по развитию мышления учащихся, способствовать формированию их творческой деятельности, овладению определённым объёмом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах. Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что в этот период у учащихся формируются элементы учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребёнка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности ( рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения. В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие методические принципы: - анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; - возможность широкого применения изучаемого материала на практике; - взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; - обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; - обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе; - развитие интереса к занятиям математикой. Программа содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять содержательных линий: - элементы арифметики; - величины и их измерение; - логико – математические понятия и отношения; - алгебраическая пропедевтика; - элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия ( число, отношение, величина, геометрическая фигура), вокруг которых и развёртывается всё содержание обучения. Особенности содержательных линий. Элементы арифметики. В 1 классе формируются первоначальные представления о натуральном числе. Учащиеся знакомятся с названиями чисел первых двух десятков, учатся называть их в прямом и обратном порядке; затем, используя изученную последовательность слов, учатся пересчитывать предметы, выражать результат пересчитывания числом и записывать его цифрами.Параллельно с формированием умения пересчитывать предметы начинается подготовка к решению арифметических задач, основанная на выполнении практических действий с множествами предметов. При этом арифметическая задача предстаёт перед учащимися как описание реальной жизненной ситуации; решение сводится к простому пересчитыванию предметов. Упражнения подобраны и сформулированы таким образом, чтобы у учащихся накопился опыт практического выполнения не только сложения и вычитания, но и умножения и деления, что в дальнейшем облегчит усвоение смысла этих действий. На втором этапе внимание учащихся привлекается к числам, данным в задаче. Решение описывается словами. Ответ пока ещё находится пересчитыванием. На третьем этапе после введения знаков действий, учащиеся переходят к обычным записям решения задач. Таблица сложения однозначных чисел изучается в 1 классе в полном объёме. Вычитание можно выполнять, используя таблицу сложения. Изучение табличных случаев сложения и вычитания рассматривается сразу на числовой области 1 – 20. В целях усиления практической направленности обучения в арифметическую часть программы 1 класса включён вопрос об ознакомлении учащихся с микрокалькулятором и его использовании при арифметических расчётах. Величины. В 1 классе дети знакомятся с первой из величин – длиной. Они получают первые представления о длинах предметов и о практических способах сравнения длин; вводятся единицы длины – сантиметр и дециметр. Длина предмета измеряется с помощью обычной ученической линейки. Дети учатся чертить отрезки заданной длины. Логико – математические понятия. Учащиеся знакомятся с математическими высказываниями, логическими связками «и», «или», «если…, то», со смыслом логических слов «каждый», «любой», «все», составляющими основу логической формы предложения, используемой в логических выводах.Важной составляющей линии логического развития ребёнка является его обучение (уже с первого класса ) действию классификации по заданным основаниям и проверка правильности выполнения задания. Алгебраическая пропедевтика. Программа предусматривает организацию работы, направленную на подготовку учащихся к освоению в основной школе алгебраических понятий – переменная, выражение с переменной, уравнение. В 1 классе рассматриваются выражения, равенства содержащие «окошко». Элементы геометрии. В 1 классе учащиеся знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, учатся их различать и находить по описанию. Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение в программу с 1 класса понятия об осевой симметрии. Дети учатся находить на картинках и показывать пары симметричных точек, строить симметричные фигуры. При выборе методов преподавания программного материала приоритет отдаётся технологиям деятельностного метода. Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных задач.В целях усиления практической направленности обучения математике программа предусматривает проведение практических работ. Серьёзное внимание уделяется организации дифференцированной работе на уроках. Для обеспечения дифференцированного подхода к учащимся при проведении проверочных работ текст каждой представлен в 6 вариантах трех уровней сложности. Первые два варианта определяют минимальный уровень требований к учащимся (для слабоуспевающих); третий и четвертый варианты даются учащимся с более высоким уровнем; пятый и шестой варианты для самых сильных учащихся. В тексты проверочных и контрольных работ (во все варианты) включены 1-2 задания повышенной трудности, отмеченные звездочкой. Они не являются обязательными и предлагаются детям по выбору. Ученик, выбрав такое задание, может проверить свои силы в решении нестандартных творческих задач. В 1 классе часть работ имеет целью проверку знаний учащихся таблиц сложения и вычитания. При этом важно знать, сколько времени каждый ученик тратит на эту работу. Ценностные ориентиры содержания курса «Математика» В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики :-понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов , процессов и явлений , происходящих в природе и в обществе ( хронология событий , протяженность по времени , образование целого из частей , изменение формы , размера и т.д.) ; -математические представления о числах , величинах , геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры , сокровища искусства и культуры , объекты природы) ; - владение математическим языком , алгоритмами , элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность ( аргументировать свою точку зрения . строить логические цепочки рассуждений ; опровергать или подтверждать истинность предположения ). Результаты изучения учебного предмета На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных ,метапредметных и предметных результатов.В результате изучения курса математики обучающиеся на ступени начального общего образования: - научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; - овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки; - научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях; - получат представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач; - познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей; - приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы Планируемые результаты освоения программы к концу 1 класса представлены в двух вариантах. 1-й уровень – соответствует стандартным (минимальным ) требованиям к математической подготовке первоклассников.Ученик научится: - знать названия натуральных чисел от 1 до 20 (включительно) и число 0, уметь записывать эти числа цифрами; - уметь называть числа 1 – 20 в прямом и обратном порядке; - уметь пересчитывать предметы и результат выражать числом; - уметь сравнивать два числа, характеризуя результаты сравнения словами «больше», «меньше», «больше на», «меньше на»; - знать названия и обозначения действий сложения и вычитания и использовать эти действия для решения текстовых арифметических задач в одно действие, уметь записывать решение с помощью математических знаков; - воспроизводить наизусть результаты табличного сложения любых однозначных чисел; выполнять табличное вычитание в пределах 20, используя изученные приёмы. 2 – й уровень – соответствует расширенным требованиям, на которые следует ориентироваться при организации дифференцированного обучения (этот уровень может быть достигнут детьми с высокими познавательными возможностями). Ученик получит возможность научиться: - выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих указанным свойством; выполнять действие классификации;- называть и показывать предмет, расположенный левее (правее), ниже (выше), данного предмета, между двумя предметами; - сравнивать предметы по размерам, используя практические приёмы; - определять, в каком из множеств больше (меньше) предметов и на сколько, или предметов в них поровну; - различать число и цифру; - выполнять умножение и деление в пределах 20, используя практические приёмы; - измерять длину предмета (отрезка), записывать результаты измерений в сантиметрах, дециметрах, дециметрах и сантиметрах; - называть фигуру, изображённую на рисунке: точку, круг, треугольник, квадрат, пятиугольник; - различать шар и круг, куб и квадрат, многоугольники ( треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник); - отмечать на бумаге точку, строить с помощью линейки отрезок; - находить и показывать на чертеже пары симметричных точек. Овладеет следующими учебными действиями Называть: - предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами; - числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке; - число, большее (меньшее) данного на несколько единиц; - фигуру, изображённую на рисунке ( круг, квадрат, треугольник, точка, отрезок). Воспроизводить по памяти: - результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел; - результаты табличных случаев вычитания в пределах 20. Различать: - число и цифру; - знаки арифметических действий (+, -, *, : ); - шар и круг, куб и квадрат; - многоугольники: треугольник, квадрат, пятиугольник. Сравнивать: - предметы в целях выявления в них сходства и различия; - предметы по форме, по размерам (больше, меньше); - два числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше», «больше на», «меньше на». Использовать модели (моделировать учебную ситуацию): - выкладывать или изображать фишки для выбора нужного арифметического действия при решении задач; - изображать с помощью стрелок (графов с цветными рёбрами) отношения между числами (величинами). Применять: - свойства сложения и вычитания при выполнении вычислений; - правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками; - калькулятор в целях самоконтроля при выполнении вычислений. Решать учебные и практические задачи: -выделять из множества один ли несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством; -пересчитывать предметы и выражать результат числом; -читать числа в пределах 20, записанные цифрами, и записывать цифрами данные числа; -определять, в каком из множеств больше (меньше) предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько – в другом; -решать текстовые арифметические задачи в одно действие, записывать решение задачи; -выполнять табличное вычитание изученными приёмами; -измерять длину предмета с помощью линейки; -изображать отрезок заданной длины; -отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке; -находить и показывать пары симметричных точек в данной осевой симметрии; -определять ось симметрии фигуры путём её перегибания. Формы и средства контроля Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционных формах (путешествий, экскурсий, сказок) и т. п. На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работы, работа в парах. Основной формой работы учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог. Основными формами текущего контроля являются: - устный опрос;- диагностические работы;- самостоятельные работы;- тестовые задания. В конце года проводится итоговая письменная контрольная работа. |
2023 год
Решаем вместе
Электронный днев
Опрос
|