Пояснительная записка.
Формирование ответственного и позитивного родительства – одно из направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в «Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 25 года», утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года № 1618 - р.
В последнее время значительно изменился вектор семейных ценностей: исчезло почитание родителей, уважение к истории своего роде и своей страны, произошёл разрыв между поколениями. Семья, её уклад и традиции, для большинства молодых людей перестали быть ценностью. У многих родителей сформировалась безответственная позиция к своему ребёнку.
В современном мире необходимо учить родителей быть родителями. В результате организованной работы по повышению психолого-педагогической и социально-педагогической компетентности родителей (законных представителей) может быть решён ряд проблем общества: снижение количества разводов, повышение культурного уровня взрослого и детского населения, оптимизация детско-родительских отношений, укрепление семьи.
Настоящая программа ориентирована на повышение мотивации родителей (законных представителей) к самостоятельному развитию ключевых родительских компетенций, формированию базовых знаний по детской психологии, педагогики семейного воспитания, профилактику семейного неблагополучия.
Цель программы: содействие развитию ключевых родительских компетенций, формирование ответственной и позитивной родительской позиции, оказание психолого-педагогической и социально-педагогической помощи родителям в подготовке учащихся к самостоятельной жизни.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
- расширить теоретические знания родителей в вопросах психологии и педагогики семейного воспитания;
- способствовать рефлексии родительского опыта;
- актуализировать самокорректировку неконструктивной родительской позиции;
- способствовать выстраиванию гармоничных семейных отношений;
- содействовать профилактике жестокого обращения в семье;
- создавать условия для пропаганды обобщённо-позитивного образа семьи, отца, матери, родного дома.
Структура курса.
Дополнительная образовательная программа в объёме 34 часов построена по блочно-модульному принципу и состоит из 4-х учебных блоков: «Основы предшкольной подготовки ребёнка», «Психолого-педагогическая подготовка к экзаменам и к ситуации самоопределения», «Социально-психологические основы семейного воспитания» (для родителей группы риска) и "Помощь семье в подборе образовательных
ресурсов, адекватных их индивидуальному
образовательному запросу и потребностям". Каждый из учебных блоков разбит на учебные модули.
В качестве форм организации занятий используются: лекционное изложение материала, дискуссия, анализ конкретных ситуаций, психодиагностические процедуры, самостоятельная работа родителей, тренинговые упражнения с последующим рефлексивным анализом.